Глобальные реформы в политической жизни страны о которых говорил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем послании народу 16 марта 2022 года, постепенно начинают притворяться в жизнь. Так недавно президент подписал указ о проведении 5 июня республиканского референдума по вопросу принятия изменений и дополнений в Конституцию.
С проектом поправок в Конституцию РК, которые выносятся на референдум 5 июня можно ознакомиться на сайте Центральной избирательной комиссии Казахстана
Хотел бы обратить внимание на основные из них:
Фактически меняется почти треть всей Конституции. И это больше чем просто политическая реформа, ведь все это даст толчок для развития не только политических моментов, но и экономики и других вопросов.
Меня как политтехнолога естественно в первую очередь заинтересовали изменения в избирательном процессе. Ведь последние 18 лет в Казахстане действует пропорциональная избирательная система, в результате чего парламент страны формируется исключительно из членов партии. Вроде бы демократично, в мажилис попадают только члены партий, набравших нужное количество голосов, но проблема в том, что кто именно от партии станет депутатом, решает партийное руководство, а не избиратель.
То есть кандидат должен партийным. Как показывает мировая практика, даже если в партии вопрос продвижения или выдвижения кандидатов решается путем проведения праймериза, то чаще всего его исход напрямую зависит от благосклонности партийного руководства к определенному кандидату. А в таком варианте путь к демократии становится более тернистым и проблематичным, ведь не всегда даже ведущие политические силы страны учитывают мнения отдельных групп избирателей.
Именно с этой целью во многих развитых странах мира применяется смешанная, пропорционально-мажоритарная избирательная система. В принципе ни одна из ныне действующих избирательных систем в мире не являться идеальной и не служит залогом, реальных демократических преобразований. Однако поиск этой системы говорит о истинных желаниях руководства страны найти свой путь в демократическое общество.
Согласно поправкам в Конституцию: «Мажилис состоит из девяноста восьми депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам».
Пропорционально-мажоритарная модель все же значительно лучше отражает интересы избирателей как на национальном, так и на региональном уровне. Ведь при таком подходе хотя бы часть депутатов будет реально представлять интересы именно конкретной группы избирателей, а не только интересы своей партийной структуры. Именно прямая связь, а еще лучше зависимость депутата (ведь теперь его можно и отозвать) от мнения конкретных избирателей, а не от руководство партии, значительно усилят доверия избирателей к «своему» депутату, а вместе с тем и ко всей власти в целом.
При этом нельзя не сказать, что в большинстве своем партии, не действуют в интересах народа, а только заботятся о своей «партийном» интересе. Чаще всего проблема в том, что исходя из идеологических предпочтений у партий есть свое виденье развития политических и экономических процессов в стране. И не всегда это виденье учитывает, возможно, и узкие интересы отдельных групп избирателей или избирателей, проживающих в определенных, специфических или проблемных районах страны. Поэтому депутаты вошедшие в органы власти от этих групп избирателей, как минимум внесут их проблемы в повестку дня, а значат усилят здоровую конкуренцию внутри политических сил. В итоге все это создаст на местах более конкурентную политическую среду и откроет дополнительные возможности для появления новых авторитетных политиков.
Так что хороший задел для демократических преобразований в Республике Казахстан заложен. Дело осталось за малым, надо для начала прийти и проголосовать. Но чтобы референдум состоялся, в нём должно принять участие более половины граждан страны.