Но министры отказываются в это верить
Нынешняя геополитическая ситуация, вызвавшая ранее резкий скачок курса доллара, и в последующем ставшая основной причиной роста цен на многие группы товаров, приведет и к росту цен на автомобили. Такой прогноз озвучил корреспонденту Independ.kz председатель Независимого Автомобильного Союза Эдуард Эдоков. Глава МИИР РК между тем не ожидает большого роста цен на авто отечественного производства.
Министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев в кулуарах правительства продемонстрировал супер спокойствие. Вопросы о скором повышении цен на авто глава ведомства парировал словно лемур из знаменитого мэма «Узбагойся». Министр прокомментировал лишь ситуацию на внутреннем рынке.
«Мы ориентируемся на собственный автопром, поэтому мы сейчас все меры принимаем, для того, чтобы цены на них были стабильные. На казахстанские автомобили пока мы такой большой рост цен не планируем», - сообщил он.
Интересное утверждение, ведь наш автопром меньше чем на половину состоит из отечественных запчастей. Что касается иностранных авто, то, по его словам, никаких ограничений по поставкам на сегодня нет.
«Любой груз имеет право передвигаться по этим маршрутам, для этого они и создавались, но лучше покупать отечественные автомобили», - заявил глава МИИР РК.
Председатель Независимого Автомобильного Союза Эдуард Эдоков настроен менее оптимистично.
«Рост цен будет в валюте, то есть в долларах, мы даже не говорим о курсе. То есть та же машина, которая условно стоила 10 тыс долларов, будет стоить 10,5 тыс долларов, а как уже курс сюда добавит? У нас курс тенге к доллару резко подскочил до 500 с лишним, сейчас отыграл некоторые позиции, но куда и как он будет скакать (не известно - прим.ред.), то есть тенговый рост цен на авто просто к гадалке не ходи, будет на уровне как минимум 20% в год», - сообщил он Independ.kz.
При этом он напомнил, что недавно Автоваз заявил, что цены на его продукцию выросли на 20-30%.
«Вот вам уже, а что будет до конца года непонятно, то есть рост цена на авто в тенге не менее 25%, на мой взгляд, будет. Так что здесь в текущей ситуации, что рос цен будет, этот прогноз сбудется с вероятностью в 99%», - заявил эксперт.
Такая ситуация, по его словам, исходит из текущих геополитических условий и экономической ситуации.
Эдоков сообщил, что российская экономика сейчас будет в очень большом упадке - и в автоиндустрии все довольно плохо. Связано это с уходом из России практически всех зарубежных автопроизводителей.
«Большое количество автозаводов, автосборочных производств, ушедшие с российского рынка, не знаю временно, надолго ли, но не суть, это несобранные автомобили. При наличии спроса несобранные авто - это отсутствие предложения, которое однозначно приведет к повышению цен. Даже Автоваз, который, казалось бы, российский, но без западных комплектующих приостановил часть сборочных работ, то есть количество авто - готовых, новых, резко сократилось», - объяснил спикер.
Второй фактор связан с нарушением традиционных логистических цепочек. Тут нужно понимать, что большое количество автомобилей в Казахстан заходило либо из России, то есть там собранных, либо через Россию. К примеру, условно, крупный российский дилер заказывал 10 тыс авто, из них 8 тыс оставались в России, 2 тыс шли в Казахстан транзитом, то есть Россия по многим позициям была для нас транзитным пунктом и за счет такого совместного, консолидированного заказа, Россия получала свою часть автомобилей, мы свою транзитом и всем было хорошо. А сейчас эта схема также разрушена: в Россию не идет ничего. И теперь мы стоим перед необходимостью искать альтернативные пути доставок авто в обход России, в том числе через Баку, Азербайджан, Иран или Китай.
Но такая схема, заявил Эдоков, также внесет свою лепту в формирование дефицита автомобили и, как итог, росту цен на них.
«Война Украины и России очень обострило все это, потому что Россия была большим поставщиком одной из самых популярных модельных групп - Лада.
Кроме того зарубежные модели, собираемые в России или доставляемые через Россию, шли к нам, в том числе любимая нами Toyota, которая собиралась в России. Все эти ручейки, которые шли из России, на сегодня прямо практически пересохли. Доходит до того, что россияне приезжают к нам покупают, выгребают все что у нас есть. А учитывая, что в прошлом году на российском рынке было продано порядка 1,5 млн новых авто, а в Казахстане за тот же период, 60 тыс новых авто, то можно сделать вывод, что они проглотят весь наш рынок и даже не почувствуют. Это тоже создает у нас дефицит. А там где дефицит - там рост цен», - подчеркнул Эдоков.
Не спасут ситуацию, по его оценке, даже альтернативные пути поставок. Так как эти маршруты будут в любом случае длиннее и сложнее поставок через Россию.
«Теоретически, конечно, хорошо, если у нас будет альтернативный вариант доставки автомобилей, но одно дело, когда вы едете или летите по прямой, грубо, с прибалтийского порта до Нур-Султана. Другое дело, когда это обходной путь, то есть это в 1,5 раза длиннее, и, наверное, плюс-минус в 1,5 раза дороже. Потому что это время, другой путь, где-то надо перегрузить в прибалтийском порту этот автомобиль, тогда как ранее можно было поставить на ж/д платформу и он через всю Россию шел и далее на той же платформе до Казахстана, то теперь нужно как-то объехать Россию, железной дорогой или паромом через Каспи. Все это создает дополнительные сложности», - резюмировал эксперт.