В Алматы, по традиции, студенты составляют внушительную часть городского населения. Немалую долю из них занимают те, кто приехал грызть гранит науки из других городов.
По данным Комитета по статистике МНЭ РК, в Алматы базируется 41 вуз и более 90 колледжей, где обучаются свыше 255 тыс. студентов, в основном иногородние. 95 имеющихся студенческих общежитий относятся к 36 вузам, в которых проживают порядка 30 тысяч студентов. Не каждый ВУЗ имеет свое общежитие, а если даже имеет, то обычно оно переполнено.
Стоит напомнить, что год назад наш глава государства предложил перевести некоторые университеты нашей страны в ближайший к Южной столице город Кунаев, интересно, кто-нибудь серьезно задумался над его словами или все дружно покивали и забыли?
Стоит подчеркнуть, что это не такая уж и фикция, ибо бывший Капчагай достаточно развит и по-прежнему имеет хорошие перспективы для развития, иными словами, подходит для строительства студенческого кластера.
При должном правильном подходе там можно построить достойные корпуса для подготовки высококлассных специалистов при гораздо меньших затратах, чем в Алматы.
Пожалуй, единственной проблемой остается транспортная недоступность этого города для тех, кто живет в бывшей столице. В основном, это преподавательский состав.
Тем не менее и этот вопрос может быть решен с учетом наличия железной дороги, по которой можно было бы пустить дополнительные составы.
Однако, давайте вернемся к проблеме общежитий. Как сообщают в Министерстве науки и высшего образования РК в Алматы не хватает жилья для 22 тыс. студентов.
По словам представителей министерства, вопрос дефицита общежитий, решат к 2025 году.
По мнению государства возможным решением проблемы нехватки комнат может стать партнерство с предпринимателями, которые строили бы общежития за свой счет, а уже затем государство платило бы им деньги за размещение каждого студента.
В частности, была предложена программа, которая позволяет предпринимателю строить общежитие за счет собственных средств.
Выплаты по госзаказу производятся только после завершения строительства и за фактическое проживание студентов.
За одного студента будет выплачиваться 195 МРП в год в течение 6 лет при строительстве общежития. При реконструкции на одного студента полагается 47 МРП в год в течение 8 лет.
За 6 лет предприниматель может получить за строительство нового студенческого общежития 4 млн тенге за одного студента. За реконструкцию здания под студенческое общежитие предприниматель получит за 8 лет 1.2 млн. тенге также за одного студента.
Таким образом, при строительстве студенческого общежития на 100 койко-мест, государство за 6 лет выплачивает предпринимателю 403 млн тенге за амортизацию здания. При реконструкции студенческого общежития на 100 койко-мест, государство за 8 лет выплачивает предпринимателю 129 млн. тенге за амортизацию здания. При этом, после окончания выплат по госзаказу, объект остается в собственности у предпринимателя. Выплаты производятся ежемесячно в течение 6 лет и даже в летний каникулярный период в отсутствии студентов в общежитии. Помимо выплат от государства, предприниматель может устанавливать арендную плату за проживание студентам, которая идет в счет его доходов. Также предприниматель, для получения дополнительного дохода имеет возможность открыть коммерческие помещения для оказания бытовых услуг.
Данная программа звучит очень привлекательно, однако учтены ли здесь экономические риски? Согласно прогнозу Нацбанка РК, озвученного весной с.г., инфляция в 2023 г. составит 11-14% (при прогнозируемом ООН среднемировом уровне в 5,2%), в дальнейшем она должна снизиться до 9-11% в 2024 г. и до 5,5-7,5% в 2025 г. соответственно.
При этом не стоит забывать, что мы уже не живем в «жирные нулевые» и риски того, того, что расчеты по постройке этих самых общежитий сильно не совпадут с реальность велики.
Давайте вспомним 2008 и 2015 гг., когда многие строительные компании разорились из-за резкого падения цен на квадратные метры и роста цен на строительные материалы.
Не ожидает ли нас ситуация, когда здание общежития не будет достроено до конца из-за роста его себестоимости или же уже готовый объект не будет окупаться этими самыми 195 МРП в год?
К сожалению, уровень нашей финансовой грамотности все еще не очень велик, поэтому не все видят финансовые риски. Иначе как можно объяснить большое количество обанкротившихся объектов долевого строительства? Смеем предположить, что в какой-то момент подрядчики понимали, что денег дольщиков уже не хватает, а новых взять неоткуда. Остается только бежать и скрываться.
Каким образом наше государство застраховало себя от возможности того, что такие горе-строители не будут просить их о помощи в рефинансировании кредитов на строительство общежитий?
С другой стороны, в госпрограмме есть важная оговорочка о том, что цену за проживание одного студента устанавливает сам владелец здания и она может быть любой. К тому же, нигде не прописано, что в общежитии должны жить только студенты (там просто написано, что компенсация будет только за студентов).
Иными словами, ничто не мешает строителям отчитаться о строительстве общежития на N мест для студентов, а потом просто начать сдавать помещения частникам с более тугими кошельками. Т.е. вроде бы и хорошее дело сделали, и даже целый год сдавали комнаты тем, кто грызет гранит науки, а потом поняли, что выгоднее заселить тех, кто платежеспособнее. Таковы законы рынка.
Если вы считаете, что это надуманная проблема, просим обратить внимание, что наши крупные строительные компании как-то не спешат вкладываться в студенческие общежития. Поправьте нас, если это не так.
Чем хороши крупные строительные подрядчики? Вероятно тем, что у них есть большой опыт в строительстве и, учитывая тот факт, что они сдают миллионы квадратных метров ежегодно, для них цена строительства одного квадратного метра жилья будет намного ниже, но и выручка от общежития в отличие от какого-нибудь ЖК составит сущие копейки. Вот поэтому они их и не строят.
Может быть нашему государству надо поговорить с «капитанами строительного бизнеса» и сказать им какие-то волшебные слова?
Помимо строительства новых корпусов, государство предлагает частному капиталу отремонтировать уже существующие здания или же переоборудовать хостелы и гостиницы.
Этот вариант и сам министр науки и высшего образования Саясат Нурбек считает наиболее эффективным.
Действительно, этот вариант хорош тем, что помещение есть уже сейчас и собственнику не требуется дополнительных вложений для его строительства или дорогостоящего переоборудования.
В новом учебном году 59 хостелов и иже с ними уже готовы предоставить больше 10 тыс. мест. В приоритете — первокурсники и студенты из социально уязвимой категории. Стоимость проживания в хостеле составляет от 35 тыс тенге в месяц. Причем государство выделяет субсидии для некоторых категорий граждан.
Однако мы хотели бы обратить внимание на еще один интересный вариант: возврат бывших общежитий ВУЗов.
К примеру, что стало с корпусами Казахского национального аграрного исследовательского университета в микрорайоне Аксай?
Насколько нам известно, это общежитие каким-то образом поменяло собственника, который по-прежнему сдает там комнаты, но уже для преподавателей и явно не по рыночным ценам.
А что случилось с их корпусом на Назарбаева-Сатпаева?
Не стоит ли государству провести ревизию всех общежитий, которые когда-то принадлежали университетам, а потом непонятно как перешли непонятно кому?