Independ.kz - новостной портал.
2023-08-14 15:30
Казахстанские перевозчики на грани банкротства

«САПЭК просит объявить амнистию и не требовать от Индивидуальных предпринимателей перейти на общеустановленный режим задним числом, а предоставить им возможность самостоятельно перейти на общеустановленный режим с 01 января 2024 года без применения доначисления по налогам, пени, штрафов…» (Председатель САПЭК Асель Садыкова).

 

Департамент госдоходов РК недвусмысленно напомнил предпринимателям, что незнание законов не освобождает от ответственности, и потребовал выплаты налогов за прошлые периоды.

В сентябре 2019 года глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил Правительству с 1 января 2020 года освободить малый бизнес от налога на прибыль сроком на три года. В связи с этим, были внесены изменения в Закон РК от 25 декабря 2017 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), на основании которых микро и малый бизнес освобождены от уплаты налогов на прибыль.

28 декабря этого же года, Президентом подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства, бюджетного, налогового законодательства и законодательства о железнодорожном транспорте».

Если простыми словами, то те предприятия, которые работали по упрощённому режиму налогообложения, смогли облегчённо вздохнуть, так как «налоговые каникулы» давали возможность поправить своё финансовое положение.

Однако, по словам представителей САПЭК («Союз Автомобильных перевозчиков и экспедиторов Казахстана»), из-за проблем с коммуникацией между налоговыми органами и рядовыми налогоплательщиками, этот самый упрощенный налоговый режим многими был истолкован неверно, не все поняли - кто имеет право на упрощенку, а кто нет.

Как объясняет основатель известного среди бухгалтеров портала uchet.kz Максим Барышев «компании по отдельным общим классификаторам видов экономической деятельности (ОКЭД) не имели право использовать упрощённый режим», поэтому и «будет доначисление налогов» за несколько прошедших лет.

Роман Пак, юрист САПЭК, согласен с тем, что часть вины в ситуации, когда рядовые налогоплательщики массово стали нарушителями, сложилась, в том числе, и по вине самих граждан, однако куда раньше смотрели в Департаменте госдоходов? - «Условно я, налогоплательщик, я по упрощенке сдал декларацию №910, а должен был тогда сдавать форму №100 и №200. Но у нас ее принимали, и у ДГД вопросов не возникало. Куда они смотрели?».

Пока что спохватились только налоговики Алматы и речь идет о дополнительных начислениях на десятки миллионов тенге. Вероятно, после южной столицы под прицел налоговиков попадут и предприниматели других регионов Казахстана.

Союз перевозчиков САПЭК, однако, не собирается выставлять себя в роли жертвы произвола и готов признать ошибку. Союз защищает права рядовых перевозчиков и предприниматели просят государство пойти на встречу.

«САПЭК просит вас объявить амнистию и не требовать от Индивидуальных предпринимателей перейти на общеустановленный режим задним числом, а предоставить им возможность самостоятельно перейти на общеустановленный режим с 01 января 2024 года без применения доначисления по налогам, пени, штрафов и т.д.», - обращается к госорганам председатель Союза Асель Садыкова.

С нашей стороны, хотелось бы обратить внимание читателей, что автоперевозчики на текущий момент находятся не в самых «тепличных условиях». В последние два года доходы казахстанских автоперевозчиков резко сократились в виду ряда как внешних, так и внутренних факторов. С одной стороны, после известных событий на наш рынок ворвались их конкуренты из Беларуси и РФ  - у тех и автопарк больше, новее, и цены ниже. С другой стороны, непродуманные казахстанские законы, регулирующие грузоперевозки, крайне неэффективная работа пунктов пропуска на границе с Китаем -  вечные пробки, «серые платежи» посредникам за возможность не стоять в пробке.

Только удалось всеобщими усилиями общественников и госструктур поправить положение на границе, и перевозчики начали расправлять плечи, как грянули новости от налоговиков. Такие непредвиденные расходы могут фатально сказаться на транспортниках, иными словами, привести к их банкротству и увольнению простых дальнобойщиков.

Так что еще неизвестно, что для нашей страны выгоднее: пополнение бюджета или пополнение армии безработных? В текущей ситуации, такие скороспелые решения грозят очередным социальным взрывом.

Стоит задуматься, а по какой причине ДГД спохватился именно сейчас? Дело в том, что срок исковой давности по налогам составляет пять лет (48 ст. НК РК), так что никто не может исключить, что не только к перевозчикам, а и другим «ИПшникам» или даже лично к вам не придут и не найдут какие-то старые долги.

Что же хотелось бы пожелать всем нам? Читайте законы! Не страшно, если вы выбросите «мануал» от новенького двухкамерного холодильника и методом «тыка» разберетесь что к чему. Но из личного опыта можем сказать, что знание законов способно не только избавить вас от многих проблем, но и подарить спокойный, здоровый сон.

Срочные новости