Independ.kz - новостной портал.
2023-08-14 10:15
В Казахстане подорожают элитные сорта мяса

В нескольких регионах Казахстана фермеры хватаются за голову. Главный корм для элитных пород крупного рогатого скота – сено и клевер, подорожали в 2 раза, либо их попросту нет, сообщает Orda.kz.

Управляющая сетью мясных бутиков в Алматы Алина с горечью меняет ценники. Стоимость представленной продукции вырастет сразу на 15%. Она понимает, что это означает падение продаж и возмущение покупателей. Причина – двукратное подорожание сена, это значительная часть рациона для элитных пород коров, которые выращивает компания на собственной ферме. 

"Мы закупаем сено на крупном областном рынке в Баканасе. В общем чате базара пишут, что сейчас сено продаётся только по 98 тыс. тенге за тонну, ещё недавно мы покупали его за 40 тыс. Еще раньше за 20 тысяч. Что делать, не знаю, но нашим коровам для откорма оно необходимо, иначе мы потеряем в качестве", - рассказывает Алина.

Продукцию поставляют не только в магазины, но и в рестораны, так что и там цена стейков может подрасти, если шеф-повара не начнут покупать продукцию попроще, и соответственно, дешевле. 

фото pixabay.com

Фото pixabay.com

Жаркое лето – беда для фермеров

О засухе, соответственно отсутствии сена, говорят фермеры а Акмолинской, Алматинской, Жамбылской, Павлодарской областей и ряда районо соседних регионов. Фермер Валерий Кармелюк из Акмолинской области рассказывает, что дожей не было с апреля по июль, в итоге не получилось сделать даже половину необходимых запасов сена. За много лет такого не помнит. Выход один – забой скота. 

"Частники сейчас уже сдают скот, повально сдают, потому что сено очень дорогое. Сейчас сено по 60 тыс. тг за тонну, и будет ещё дороже, в прошлом году было по 30 тысяч. В ближайшее время будет понижение цены у нас, но на базаре цены прежними останутся. А потом, когда скота не будет, государство будет выделять бешеные деньги, чтобы купить скот".

За десятки лет работы фермер ни разу не получал субсидии, даже те, что положены по закону, и на госпрограммы уже не надеется. Но сейчас обстановка настолько плохая, что придётся снижать поголовье породы ангус, которые покупали в США. Он надеется хотя бы получить субсидии на корм для своего поголовья. 

корова породы "Ангус", фото pixabay.com

В Республиканской палате Ангус Казахстана (некоммерческая организация – прим. ред.) считают, что если ситуация кардинально не измениться, то цена на говядину может вырасти на 20%. Везти сено из других регионов экономически нецелесообразно: в один грузовик поместиться 1-1,5 тонны, ту же стоимость придётся заплатить за доставку. Дождей был так мало, что все зимние запасы фермеры уже израсходовали. При этом ситуация критически зависит от чиновников на местах: где-то подают заявку на субсидии, где-то нет. При этом в минсельхозе нет комплексной программы помощи. 

"Министерство сельского хозяйства как будто одним днём живёт. Пытается только пожары тушить. Какая-то проблема возникнет – её решают, но на перспективу не думают. Денег нет, поддержки нет, экспортные рынки закрыты, фермеров добивают сокращением господдержки",рассказывает Даурен Салыков, директор Республиканской палаты Ангус Казахстана.

В Мясном союзе Казахстана говорят, что подорожание грубых кормов, повлияет на цену только дорогих пород и в частных хозяйствах. Крупные фермы закупают пшеницу и концентрированные корма.

Сдерживание цен внутри страны не позволяет развиваться 

Председатель Мясного союза Аскар Жубатыров полагает, что подорожание сена компенсируется резким снижением стоимости пшеницы, которую экспортируют из России. Из-за санкций сосед потерял большой рынок сбыта, и сейчас перенаправил продажи на Казахстан, куда продаёт зерно по сниженным ценам.

Аскар Жубатыров, фото Мясной союз Казахстана

Аскар Жубатыров, фото Мясной союз Казахстана 

"Если в день на прокорм коровы надо 8 килограмм корма, который состоит из нескольких компонентов, то он подорожает с 680 тенге в день до 720 тенге, разница 40 тенге. Одно через другое компенсируется",  посчитал Жубатыров. 

При этом он отмечает, что казахстанские фермеры остаются заложниками текущей рыночной ситуации, когда все животноводы вынуждены вариться "в своем маленьком котле". Казахстан обеспечивает себя мясом на 108%, то есть дефицита в республике нет. Это происходит из-за ограничения на вывоз живого скота из страны: так правительство сдерживает цена на внутреннем рынке. Однако владельцы скота, говорит глава мясного союза, на грани, чтобы бросить своё дело. По его словам, 35% держателей скотины – это частные подворья, которым просто невыгодно выращивать и продавать мясо по бросовым ценам. 

"В краткосрочной перспективе мы получим спад цен, но в будущем производство будет падать, и мы будет опять импортозависимыми и от цен за рубежом", говорит Жубатыров.

Ещё один фактор: другие страны попросту не покупают казахстанское мясо даже в переработанном виде из-за провала в работе ветеринарной службы, поясняет эксперт. В Казахстане были зафиксированы вспышки ящура (в Карагандинской области в 2022 году – прим. ред.). Как итог, в ходе визита специалистов Международного эпизоотического бюро (МЭБ, Всемирная организация здоровья животных) поставили Казахстану отметку "неудовлетворительно". Иностранцы к этому вердикту прислушались и перестали закупать нашу продукцию животноводства. 

"Наши потенциальные рынки по говядине – это Китай и Российская Федерация. У них есть покупательская способность и есть дефицит. В России – 300 тыс. тонн в год, в Китае – 3 млн тонн. Казахстан производит 140 тыс. тонн в год. На протяжении трёх лет никто не покупает наше мясо". 

До пандемии 4 казахстанских завода получили китайскую аккредитацию, однако из-за коронавируса экспорт прекратился. В итоге заводы, ориентированные на экспорт, простаивают. На местный рынок работать нет смысла, из-за низкой цены на мясо. Если сейчас на полках казахстанских магазинов кило говядины стоит в среднем 2700 тенге, то в КНР за него можно было выручить 6200 тенге и получить средства для развития хозяйств.

Надо улучшить ветеринарную службу

МЭБ инспектирует не качество мяса, а работу ветеринарной службы. Проверяют условия в лабораториях, оценивает работу ветеринарной инспекции, ветеринарных пунктов. И международные специалисты были разочарованы. При этом в Мясном союзе уверены, что у Казахстана есть потенциал стать аграрной державой. 

"Потенциал огромный, он сопоставим с нефтяным сектором. Он расположен между двумя крупными потребителями говядины, и мог бы стать "мясной державой" как Австралия, Канада, США. Пастбищ очень много, у нас 5-е место в мире по площадям, но они пустуют. Мы потихоньку доходим до исторического максимума. Он был в 1991 году. Это не предел, мы можем производить, как минимум в 2 раза больше", объясняет Аскар Жубатыров. 

Комитет ветеринарного контроля при минсельхозе – полностью государственная служба. Были идеи передать контроль в частные руки, возможно, работа бы наладилась. При этом Жубатыров уверен, что госслужба должна остаться, как и государственные поликлиники для людей, чтобы у фермеров был выбор по условиям и финансам. 

овца, фото pixabay.com

Фото pixabay.com

Пока же в мясном союзе говорят, что производство говядины уже 2-3 года перестало быть прибыльным. Ситуация с производством баранины лучше. Её можно экспортировать, хоть и с квотами покупают страны Ближнего Востока. 

Главное, что нужно понять, что инфляцию в Казахстане разгоняет не мясо, а другие группы товаров. По данным Energyprom, в 2022 году цена на мясо выросла на 17%. То есть чуть меньше, чем все остальное по республике – 20%. 

Сейчас над казахстанскими животноводами нависла ещё одна угроза: падающий курс рубля приводит к заполнению нашего рынка мясом из Беларуси и России. Причём в Мясном союзе Казахстана говорят, что по качеству оно гораздо хуже – это 7-8 летние коровы, которые отработали свой жизненный ресурс молоком и телятами, но потребители при выборе обращают больше внимания на цену за килограмм.

Срочные новости