Independ.kz - новостной портал.
2023-08-18 14:20
Омбудсмен требует сажать в тюрьму за кражу невест

В Казахстане предлагают ввести статью за кражу невест и ужесточить за это наказание. Сейчас это расценивается как похищение человека. В Генпрокуратуру обратился уполномоченный по правам человека. Артур Ластаев просит ввести отдельную статью «Похищение лица с целью заключения брака» и наказывать не только похитителя, но и всех, кто ему помогает. И приравнять это к деятельности ОПГ.

Омбудсмен требует увеличить срок за кражу для брака до 15 лет, чтобы отбить у казахстанцев желание красть девушек. По информации Ластаева, за последние пять лет было заведено свыше 200 уголовных дел за похищение невест. Однако на самом деле краж и браков поневоле в стране значительно больше. Правозащитник уже обратился в Духовное управление мусульман, чтобы в мечетях не регистрировали подобные браки.

Давайте «плясать от печки». Первый вопрос, который задает среднестатистический человек звучит следующим образом: а можно ли красть человека в нашей славной стране сегодня? Нет, нельзя.

Согласно УК РК (ст. 125) похищение человека карается сроком от четырех до семи лет, но в случаях подобных краже невест, т.е. группой лиц по предварительному сговору (даже не представляем, как можно украсть человека в одиночку) уже говорит о сроке от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества, ну а если еще доказать «с целью эксплуатации», то там уже от десяти до пятнадцати лет с конфискацией.

Безусловно, в статье есть и элемент гуманизма, который представляет собой «палку о двух концах» (об этом мы поговорим чуть ниже): лицо, которое добровольно освободило свою жертву «освобождается от уголовной ответственности», но лишь только в том случае, если «в его действиях не содержится состава иного преступления».

Если посмотреть на это здраво, то и здесь все говорит в пользу жертвы, ибо большая часть похищений с целью женить сопровождается такой мерзостью как изнасилование жертвы, т.е. ст. 120 УК РК или минимум пять лет за решеткой.

Что же теоретически не так с этим законом? Вероятно, толика того гуманизма о котором мы писали выше, делает свое грязное дело и под психологическим давлением многочисленных родственников насильно милого, жертва просто сдается и соглашается вступить в брак, т.е. вроде как добровольное освобождение.

На этом моменте, пожалуй, стоит остановиться. К сожалению, у нас все еще сильны какие-то племенные обычаи, которые уж как-то очень странно трактуют понятие репутации. Вот почему если тебя изнасиловали, то ты изгой, а вот если ты аферист, который украл у всех денег, то ты если не герой, то по крайней мере рукопожатный? Мы нарочно не стали вопрошать про репутацию самого насильника, дабы не затрагивать вопрос половой неравности, а показать, что вопрос гораздо глубже разницы между мужчиной и женщиной в Казахстане.

Вероятно, именно эта пресловутая репутация и заставляет женщину не переводить ситуацию в уголовно-правовую плоскость.

Вот именно здесь, пожалуй, и кроется основная проблема с кражей девушек. Иными словами, вне зависимости от того насколько сильно наказание, все нивелируется необязательностью его исполнения.

Давайте обратимся к самому очевидному примеру: вождение в нетрезвом виде. Государство системно с начала этого века ужесточает ответственность за подобное поведение, СМИ регулярно пугают всех тем, что любителям «зеленого змия» придется платить неподъемные штрафы или даже сесть в тюрьму. Однако, мы не наблюдаем драматического снижения числа пьяных водителей на наших дорогах (растут только размеры взяток доблестных рыцарей полосатого жезла).

Посмотрим на все это с другой плоскости: непонимание злодейской природы своего поступка. Скорее всего, похитители считают, что ничего такого плохого они не совершали, а жертва сама им толсто намекала на то, что хочет быть с ним. Ну если не хочет, то уж точно захочет завтра, максимум послезавтра, ведь он же такой завидный жених «под ключ».

Поэтому даже в случае ужесточения наказания он будет думать, что вот это не его случай и вот он-то уж точно сможет доказать, что все у них «по любви».

Опять же обратимся к опыту автолюбителей. Есть закон об автокреслах, который предполагает штрафы за их отсутствие, но вот только исполняется он как-то не очень: достаточно обратить внимание на веселую детвору, которая выглядывает из многочисленных машин на наших улицах. Особенно много таких вверх по Достык в сторону Медео в выходные.

Понимают ли они, что нарушают? Думаем, что да. Но вот только они вам приведут тысячу и один аргумент в свою пользу (детям неудобно, места мало, я аккуратно езжу и т.д.).

Ну а как же периодические пикеты по поводу незаконного осуждения возле силовых ведомств? Нет, мы не хотим сказать, что все осужденные получили по заслугам, а все эти пикеты проводятся в защиту маститых уголовников, но мы практически уверены, что их количество явно возрастет, ибо с принятием закона о краже невест возрастет количество задержанных, а вместе с ними и многочисленные группы поддержек, которые будут с плакатами доказывать, что мальчик любит девочку, а она навела на него навет из-за денег, допустим.

Что же мы хотим сказать? С нашей точки зрения действующая статья 125 неплоха и без сомнений может быть использована против таких вот женихов-насильников.

Однако, существует проблема в ее применении и здесь-таки существует целое «непаханое поле» для улучшайзинга.

Прежде всего, надо почаще обращать внимание на оговорку о том, что примирение сторон возможно только если не содержится состава иного преступления.

А как же нанесение побоев при краже или изнасилование? Что это как не самое мерзкое преступление против личности? Неужели суд закрывает на это глаза?

Второй момент: у нас какая-то очень дырявая система хранения личных данных (кстати, тут совершенно случайно задержали одну представительницу СМИ за такой проступок), причем самими органами правопорядка.

Из недавнего можно вспомнить съемку того, что происходило внутри банка в Астане, где засел грабитель (эту съемку очень легко найти в интернете), а ведь все это дело снимал кто-то из правоохранителей, и явно он же и «слил» в Телеграмм каналы еще до момента задержания преступника.

А личные данные барышни, что решила сфотографироваться в неглиже на фоне внедорожника несколько лет назад?

Т.е. если та же жертва похищения напишет заявление, а потом будет скрываться от своего похитителя, то те же доблестные защитники правопорядка быстренько передадут всю информацию о том, где она находится тому, кому не надо.

Почему бы не исправить именно этот момент и не ужесточить наказание против тех, кто разглашает подобную служебную информацию? А еще лучше показательно осудить того, кто это сделал на максимальный срок. Кстати, а какое наказание за это у нас предусмотрено?

Ну и напоследок давайте зададимся риторическим вопросом. Да, жертва имеет право простить своего изувера, может быть и не «надо требовать крови». Но кому с этим жить? Ей? Или нам всем?

Вы думаете, что тот, кто избежал ответственности за кражу и изнасилование человека не будет применять силу в отношении других? Думаете, что он будет бить только свою жену?

Осознаете ли вы, что возле наших с вами детей уже единожды поднял руку на слабого и не получил за это ничего, а даже наоборот? Не боитесь ли вы, что в следующий раз он уже ударит не чужую женщину, а вашего ребенка?

 

Срочные новости